Ассаламу Алейкум!Бисмиллахи рахмани рахим
Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Доброе видение242 (ру'йа) — от Аллаха, и если кто-нибудь из вас увидит то, что ему понравится, пусть не рассказывает об этом никому, кроме тех, кого он любит. Если же он увидит то, что ему не понравится, пусть обратится за зашитой к Аллаху от зла этого и от зла шайтана, трижды сплюнет и не рассказывает об этом никому, и тогда это никак не повредит ему.
Аль-Хумайди, Малик, Аль-Бухари, Муслим, Ан-Наса'и, Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ад-Дарими.
В этом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщает, что благое сновидение приходит от Аллаха. Это означает, что такое сновидение свободно от примесей всего того, что исходит от шайтана. Это связано с тем, что, когда человек засыпает, дух покидает его тело и в определенном смысле абстрагируется от всего. Благодаря этому он получает возможность приобретать всевозможные многочисленные знания, поскольку становится достаточно тонким для восприятия того, что внушает ему Аллах, и ангел передает ему это во сне. А когда человек просыпается, для него становится ясным то, что прежде было ему неизвестно, или же он вспоминает о том, на что раньше не обращал внимания, или понимает то, познание или использование чего приносит ему пользу, или начинает остерегаться того, что может принести ему вред в религиозных и мирских делах и о чем человек раньше и не думал, или внимает увещаниям и прекращает заниматься тем, что делал или к чему имел отношение раньше, или обращает внимание на некоторые частности, связывая их с установлениями шариата.
Все вышеупомянутое относится к числу признаков благого сновидения, которое является одной из сорока шести составляющих пророчества, а ложным ничто из имеющего отношение к пророчеству, быть не может.
Обрати внимание на сновидение пророка (мир ему и благословение Аллаха), о котором Аллах Всевышний сказал так:
И вот Аллах показал тебе их в сновидении твоем малочисленными, а если бы Он показал тебе их многочисленными, то вас обязательно постигла бы неудача и стали бы вы препираться об этом деле, однако Аллах избавил (вас от этого); поистине, Он знает о том, что (скрыто) в сердцах! Добыча, 43
Сколь много пользы было получено благодаря этому сновидению и сколь много вредных вещей удалось избежать!
И Аллах Всевышний также сказал:
Аллах сделал явью видение Своего посланника243. (Сказал Он): "Если захочет Аллах, Вы обязательно войдете в Запретную мечеть в безопасности, с бритыми головами или укороченными волосами и не опасаясь", ибо знал то, чего вы не знали (предопределив, что) после этого (вы) скоро (одержите) победу. Победа, 27
Как увеличилась после этого вера и сколь полной стала уверенность! Это сновидение явилось одним из великих знамений Аллаха.
Вспомни также и о сновидении властителя Египта, правильно истолкованном Йусуфом. После того, как он взялся за истолкование этого сновидения, Аллах дал ему возможность осуществить увиденное, благодаря чему было сделано много благого, потребности людей были удовлетворены, а Аллах посредством этого возвысил Йусуфа над прочими Своими рабами.
И обрати внимание на сновидения Абдуллы ибн Зайда и Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими, увидевших во сне азан и объявление о начале молитвы (икама). В результате этого и азан, и икама, относящиеся к числу величайших символов ислама, были узаконены шариатом.
Известно множество случаев, когда сновидения пророков, близких к Аллаху (аулийа), праведников, и прочих людей приносили пользу и давали благие плоды. Такие сновидения относятся к числу благодеяний Аллаха, оказываемых Им Его рабам, и становятся радостными вестями для верующих, предупреждениями для небрежных, Его напоминаниями для отворачивающихся и доводом для упорствующих.
Что же касается бессвязных сновидений, то они исходят от шайтана, и цель их состоит в том, чтобы привести дух человека в расстройство, или внушить ему страх, озабоченность или печаль, или внушить ему радость и высокомерие, или побудить его к злу и нечестию и вызвать в нем пагубные устремления.
В подобных случаях пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел каждому прибегать к тому, что позволит отвратить зло. Он велел трижды сплюнуть налево и никому не рассказывать о таком сновидении, что лишит его силы. Кроме того, в подобных случаях человеку необходимо обратиться к Аллаху с просьбой о защите от проклятого шайтана, от которого и исходят эти бессвязные сны, после чего его сердце обязательно ощутит уверенность в том, что это не повредит ему, что послужит подтверждением правильности слов Его посланника и внушит ему уверенность в том, что подобные средства приносят успех.
Если же говорить о благом сновидении, то за него следует воздать Аллаху хвалу, попросить Его дать этому сновидению сбыться и рассказать о нем тому, кого человек, увидевший подобное сновидение, любит, и о любви кого к себе он знает, чтобы такой человек порадовался за него и обратился к Аллаху с мольбами за него. Рассказывать же о нем тому, кого он не любит, не следует, чтобы такой человек не сумел расстроить этого, истолковав этот сон сообразно своим желаниям, или из зависти не постарался бы лишить его этого благодеяния.
Вот почему, когда Йусуф увидел во сне, как солнце, луна и одиннадцать планет склонились перед ним в поклоне, и рассказал об этом своему отцу, тот сказал ему:
О, сынок мой! Не рассказывай об этом сне твоим братьям, ибо они станут устраивать против тебя козни. Поистине, шайтан — явный враг человека! Йусуф, 5
Ввиду этого благодеяния, по возможности, лучше скрывать от недругов, если только не выяснится, что рассказать им об этом было бы полезнее.
Знай, что иногда раб Аллаха видит, как подлинные сновидения получают свое воплощение, примером чего могут служить сны, в которых отдельные сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) увидели азан, а также и другие сновидения. Иногда же они посылаются человеку в качестве постигаемых чувствами примеров, чтобы он принял их во внимание, столкнувшись с какими-либо реальными или же воображаемыми их подобиями, как было в случае со сновидением фараона и в иных случаях. И все это меняется в зависимости от того, кто именно, в какое время и при каких обстоятельствах видит тот или иной сон.
-------------------------------------------------------------------------------
242 Здесь речь может идти как о сновидениях, так и о том, что видит бодрствующий человек.
243 Сообщается, что перед тем как отправиться в умру, пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел во сне, что он и его сподвижники обрили себе головы или укоротили волосы, и рассказал об этом своим сподвижникам, которые обрадовались, так как решили, что они войдут в Мекку.
____________________________
шейх Абду-р-Рахман ибн Насир Ас-Са'ди
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Увидевший меня во сне увидит меня и наяву (или: ...все равно, что увидевший меня наяву), (ибо) шайтан не (может) принимать мой облик. (Аль-Бухари; Муслим)
А в следующем хадисе говорится о том, что надо сплюнуть налево:
Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Благое сновидение (в другой версии: Хорошее сновидение...) - от Аллаха, а дурное сновидение - от шайтана, так пусть же увидевший то, что ему не понравится, трижды сплюнет налево и обратится к Аллаху за помощью от шайтана, и, поистине, тогда (увиденное им во сне) не повредит ему. (Аль-Бухари; Муслим)
1. Истинные сны - часть пророчества, поскольку было передано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Истинные сны - одна из сорока шести частей пророчества". (Аль-Бухари, 6472; Муслим, 4201)
2. Сны отметили начало Откровения. (Аль-Бухари, 3; Муслим, 231).
3. Правдивость сна связана с искренностью видящего их. Самые правдивые сны видят те, кто наиболее правдив в речи. (Муслим, 4200)
4. К концу времен, будет мало неправдивых снов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Это будет потому что пророчество и его влияние отдалится во времени, поэтому верующим будет дано возмещение в виде снов, которые принесут им благие вести или помогут им быть терпеливыми и устойчивыми в их вере". (Аль-Бухари, 6499; Муслим, 4200)
То же самое можно сказать в отношении чудес, которые появились после времени сподвижников. Этого не происходило в их время, потому что они не нуждались в них, благодаря своей сильной вере, но люди, которые пришли после них, нуждались в этом, потому что их вера была слабее.
5. Сны подразделяются на три видов: рахмани (от Аллаха), нафсани (от души человека) и шайтани (от шайтана). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Сны - трех видов: сон от Аллаха, сон, который причиняет беспокойство и который приходит от шайтана, и сны, которые приходят от того, о чем думает человек, когда он бодрствует, и он видит это, когда спит". (Аль-Бухари, 6499; Муслим, 4200)
6. Сны пророков - вахи (откровение), поскольку они защищены от вмешательства шайтана. Умма придерживается в этом вопросе единодушия. Поэтому Ибрахим намеревается выполнить повеление Аллаха и принести своего сына Исма'ила в жертву. Это повеление он увидел во сне. Мир им обоим!
7. Сны других людей, не-пророков, должны рассматриваться в свете ясного вахи (т. е. Корана и Сунны). Если они соответствуют Корану и Сунне, то все хорошо, если нет, то им не следует верить. Поистине, это очень серьезный вопрос, так как многие из людей впали в заблуждение из-за его неправильного понимания.
8. Тот, кто хочет видеть правдивые сны, должен стремиться говорить правдиво, принимать только халяль пищу, твердо придерживаться заповедей шари'ата, избегать того, что запретили Аллах и Его посланник, ложиться спать в состоянии чистоты, обращаясь к Кибле, и поминать Аллаха, пока веки не станут смыкаться. Если человек постоянно делает все это, то его едва ли его сны будут неистинными.
9. Наиболее правдивые сны - те, которые видят во время сухура (незадолго до рассвета), поскольку это время, когда нисходит Аллах и когда милость и прощение - близки. Также это время, когда шайтаны молчат, в отличие от времени наступления темноты, сразу после заката, когда шайтаны и шайтанские души распространяются по земле. (См. Мадаридж ас-саликин, 1/50-52)
10. Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал:
Все сны относятся к одному из двух типов:
Истинные сны. Это - сны пророков и праведных людей, которые следуют за пророками. Они могут также быть у других людей, но это бывает редко. Например, сон неверующего царя, который истолковывался для него Йусуфом, мир ему. Истинные сны - те, которые сбываются в реальной жизни, как они были во сне.
Смешанные ложные сны, которые предупреждают о чем-то. Они подразделяются на различные виды:
а). игры шайтана, направленные на то, чтобы обеспокоить человека, например, когда он видит свою голову отрезанной, или он видит себя в опасности и не может найти спасения от нее, и так далее.
б). когда человек видит неких ангелов, духов, призывающих его сделать нечто запрещенное, или другие вещи, в которых невозможно найти смысл.
в). Когда человек видит что-то, что происходит с ним в реальной жизни, или он желает, чтобы это случилось. И он видит это в своем сне очень реалистично. Либо он видит то, что обычно происходит с ним, когда он бодрствует или то, что отражает его настроение. Эти сны обычно касаются будущего или настоящего, редко прошлого. (См.: Фатх Аль-Бари, 12/352-354).
1. Абу Са'ид Аль-Худри сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если любой из вас видит сон, который он находит приятным, то это - от Аллаха. Пусть он восхвалит Аллаха за это и расскажет о нем другим. Если он видит иное, чем это, сон, который ему неприятен, то это - от шайтана. Пусть он ищет убежище у Аллаха от его зла и не рассказывает его никому, поскольку он не повредит ему". (Аль-Бухари, 6584, и Муслим, 5862).
2. Абу Катада сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Хорошие сны приходя от Аллаха, а (дурные) сны приходят от шайтана. Тот, кто видит нечто, что ему неприятно, пусть сплюнет три раза влево и ищет убежища у Аллаха от шайтана. Этот сон не повредит ему". (Аль-Бухари, 6594 и Муслим, 5862). Сплюнуть надо немного, без выделения большого количества слюны.
3. Было передано от Джабира, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если любой из вас видит сон, который ему неприятен, пусть он сплюнет три раза влево, и ищет убежища у Аллаха от шайтана три раза, и перевернется на другой бок". (Муслим, 5864)
Ибн Хаджар сказал: Суммируя то, что сказано о благих снах, мы можем сказать три вещи:
Человек должен восхвалить Аллаха за благой сон;
Он должен чувствовать себя счастливым от этого;
Он должен рассказать о сне тем, кого он любит, но не тем, кто ему неприятен.
Суммируя то, что сказано о дурных снах, мы можем сказать четыре вещи:
Человек должен искать убежища у Аллаха от зла этого сна;
Он должен искать убежища у Аллаха от зла шайтана;
Он должен сплюнуть три раза налево, когда проснется;
Он не должен рассказывать о своем сне никому вообще.
А в Сахихе Аль-Бухари, Баб аль-кайд фи-ль-манам, была передана от Абу Хурайры пятая вещь, которая указывает о необходимости молитвы. Формулировка сообщения: "Тот, кто видит (во сне) то, что ему неприятно, не должен никому рассказывать о нем. Он должен встать и помолиться". Это было передано как повествование маусуль Имамом Муслимом в своем Сахихе.
Муслим также добавил шестую вещь, которая состоит в том, чтобы перевернуться на другой бок.
Таким образом есть шесть вещей, которые необходимо сделать: это четыре, упомянутые выше, а также молитва, например, в два раката, и переворот на другой бок, можно на спину. (См. Фатх Аль-Бари, 12/370).
Согласно хадису, переданному Ат-Тирмизи от Абу Разина, человек не должен рассказывать о сне никому, кроме очень близкого друга, который любит его, или который мудр. Согласно другому сообщению, человек не должен говорить о сне никому, кроме того, кто мудр или того, кто дорог для него. Согласно другому сообщению, он не должен рассказывать о своем сне, кроме ученого человека или того, кто даст искренний совет. Аль-Кади Абу Бакр ибн Аль-'Араби сказал: "Что касается ученого, он истолкует его (сон) для него наилучшим способом, насколько он может, а тот, кто даст ему искренний совет - преподаст ему то, что будет полезно для него и поможет ему сделать это. Мудр тот, кто знает, как истолковывать его (сон) и расскажет ему только то, что поможет ему, в противном случае он будет хранить молчание. Тот, кто близок, если он знает что-то хорошее, он скажет это, а если не знает, или сомневается, - промолчит. (См. Фатх Аль-Бари, 12/369)
2. Имам Аль-Багави сказал: "Знай, что толкование снов разделяется на различные категории. Сны могут толковаться в свете Корана или в свете Сунны, или посредством пословиц, которые распространены среди людей, или посредством имен и метафор, или посредством противоположностей". (Шарх Ас-Сунна, 12/220)
Он дал примеры этого:
Истолкование в свете Корана: что-то вроде веревки означает согласие, потому что Аллах говорит:
"Держитесь все за вервь Аллаха, не распадайтесь (на враждующие группировки)...". (Аль 'Имран 3:103)
Истолкование в свете Сунны: ворона представляет безнравственного человека (фасик), потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упоминал об этом.
Истолкование посредством пословиц: рытье ямы означает заговор, потому что люди говорят: "Тот, кто роет яму, упадет в нее".
Истолкование посредством имен: например видеть человека по имени "Рашид" означает мудрость.
Истолкование посредством противоположностей: страх означает безопасность, потому что Аллах говорит:
"...Он вселит в них спокойствие, после того как они испытали страх...". (Ан-Нур 24:55)
3. Что касается книги "Истолкование снов", которая приписывается Ибн Сирину, то многие исследователи серьезно сомневаются в том, что она написана им. Поэтому для того, чтобы делать выводы надо быть уверенным, что книга написана этим выдающимся ученым.
Мухаммад Салих аль Мунаджид