Во имя Аллаха Милостивого Милосердного.
«Сухайля и Фарук»
Во времена Бани Уммайя (рахимахумуллах) после Хулафааъ Рашидин, когда Ислам был самой влиятельной силой в мире, когда страна мусульман была самой большой по сравнению со всеми остальными, в городе пророка (да благославит его Аллах и приветствует), в Медине Аль-Мунавварах происходило собрание, собрание мусульман из числа сахабов (сахаб – сподвижник пророка (да благославит его Аллах и приветствует) и табиев (табии – поколение мусульман, родившихся после смерти пророка, т.е. дети сподвижников), которые собрались по случаю свадьбы двух молодых, но в то же самое время праведных мусульман. Звали их Сухайля и Фарук Абдуррахман. Сухайля была невестой, а Фарук женихом. Несмотря на их молодость, они были настолько праведны, что в последствии они стали хорошо известны среди предводителей верующих. В те времена, дорогие братья и сестры, джихад являлся одним из тех праведных дел, которое стремился выполнить каждый...Каждый верующий хотел совершать джихад. Исламская армия была во всех концах света, направляясь на север, юг, восток и запад...армии продвигались по всем направлениям, участвуя в битвах, чтобы распространить слово Аллаха (Свят Он и Велик), такое же намерение было и у Фарука Абдуррахмана.
Перед его глазами был пример сподвижников пророка (да будет доволен ними Аллах) и табиев, возвращающихся и отправляющихся на битвы, а также их рассказы о том, как они отдавали души Аллаху (Свят Он и Велик) и о том, как Аллах даровывал им победы и проявлял к ним свою милость и оказывал им помощь.
Не прошло и трех месяцев после их свадьбы, как в одну из ночей Фарук вернулся домой, посмотрел на свою прекрасную жену и сообщил ей о своем намерении отправится на джихад, чтобы сражаться против неверных и распространять слово Аллаха (Свят Он и Велик). Несмотря на то, что после свадьбы прошло всего три месяца, но надежда получения милости Аллаха (Свят Он и Велик) посредством выполнения одного из самых праведных дел, а именно джихада на Его пути, была более привлекательна для него, чем перспектива быть счастливым и находится дома со своей молодой красивой женой. Отправится на джихад после всего трех месяцев брака было очень трудным решением для Фарука, это было еще более невероятным и болезненным для его жены.
Как она должна согласиться на это, ведь они поженились всего три месяца назад? Кто позаботится о ней? Кто будет ее обеспечивать? Она все еще молода и муж забрал ее из семьи, и теперь он оставляет ее, а ее семьи больше нет рядом. Эти мысли были одними из тех, которые проходили через ее сознание, но она была сильна и выдержана и не упомянула своих опасений вслух и даже если бы она возразила – он уже принял свое решение, Фарук даже не собирался обсуждать этой темы. «А как же с нашей совместной жизнью, как с домом?» Сухайля мысленно задавала себе много вопросов, но находила для себя лишь один ответ: «Аллах (cубханаху ва та’аля) позаботится о нас!» Приняв решение отправится на джихад, у муджахида не было времени на промедление. Он сразу же стал собираться к длительной поездке на землю джихада. Он провел ночи, подготавливая необходимое снаряжение и пытаясь успокоить свою любимую жену...он делал это ради Аллаха (cубханаху ва та’аля) и он должен был сделать это посвящение.
Фарук Абдуррахман оставил Сухайле немного денег, на несколько месяцев, т.к. они рассчитывали, что время его отсутствия займет не более двух месяцев, кроме этих денег он оставил с ней все свои сбережения, 30 тысяч динаров. Он оставил эти деньги как аманах (аманаh – доверенность, что-то ценное, отданное на сохранение) и попросил ее не использовать их до его приезда. На пороге дома, когда Сухайля прощалась со своим мужем, со своим любимым мужем Фаруком, она плакала в душе и говорила про себя: «О Фарук, не оставляй меня, О Фарук, не оставляй меня, некому будет обо мне позаботиться». Но она не дала ему увидеть своих слез. Прощаясь с ней, он произнес только ду’а путешественника: «Иставджи’кАллаху аль-лази ля туди’у ва даа’иух» (Я доверяю тебя Аллаху, который никогда не нарушает обещаний). Это была его сильная любовь к ней, которая не позволяла ему сказать что-либо еще.
После этого Фарук направился в мечеть пророка (СалляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) чтобы совершить салятуль фаджр (предрассветную молитву), сразу после этого он присоединился к армии мусульман, которая направлялась к полям сражений. Армия направилась на Восток. Сухайля осталась одна, плача не переставая. Что ей еще оставалось делать, ведь она все еще была молода? Как она должна была жить без мужа? Ее подруги приходили к ней домой, чтобы ей было легче переносить отсутствие мужа и чтобы она хоть на мгновенье забыла о нем, но все их усилия были безрезультатны. Не прошло и трех месяцев, когда Сухайля узнала о том, что ждет ребенка. Она была беремена и ждала ребенка от своего мужа Фарука.
Можно попытаться представить что испытывала эта молодая девушка после того, как муж оставил ее в одиночестве и она чувствовала, что ей придется воспитывать ребенка самой, без отца. Сухайля не знала другого выхода из этого трудного положения, кроме как молитв к Аллаху (Субханаху ва та’аля) и обрашений к Нему с просьбами о проявлении милости к ней и о помощи в этой трудной ситуации. Прошло время и Сухайля родила мальчика. Она была очень рада за своего мальчика, но в то же самое время она не знала как ей воспитывать сына без отца.
Прошло время в течении которого Фарук должен был вернуться и Сухайля не находила себе покоя. Она спрашивала о своем муже мусульман, возврашаюшихся со сражений, но никто не мог ей дать точного ответа. Те деньги, которые оставил ей Фарук на время его отсутствия, уже заканчивались, однако она не собиралась тратить ни единого динара из тех денег, которые были ей доверены. Хотя ей и было очень тяжело, но Сухайля была терпелива и ни разу не воспользовалась деньгами данными ей на сохранность. Она ждала до тех пор, пока не услышала о группе муджахедов, возвращающихся со сражений. Сухайля пошла к ним, надеясь, что они могут знать ее мужа. Когда она спросила их о Фаруке, то один из них сказал: «Я видел своими глазами как он погиб в одном из сражений».
Сухайле было очень трудно перенести новость, которую она услышала, но Иман (вера) в ее сердце остановил и защитил ее от причитаний, и единственной фразой, которую она произнесла была: «Инна лиЛЛахи ва инна иляйхи раджи’ун» (Поистине мы от Аллаха и поистине к Нему возвращение).
Сухайля направилась домой, в то время как ее сердце было охвачено пламенем, вызванным услышанной новостью, но опять таки она обратилась к Аллаху (Субханаху ва та’аля) с просьбой о помощи в сложившейся ситуации. После этих новостей Сухайля решила начать использовать деньги, данные ей на сохранность Фаруком, она решила потратить доверенные ей деньги на обучение сына исламским знаниям и позаботиться о том, чтобы из него вырос один из праведных лидеров мусульман. Сухайля стала отводить своего сына на халякату зикр (араб. собрания упоминания), где ученые проводили лекции и где собирались мусульмане с целью получения религиозных знаний. Для обучения сына Корану и Сунне она приглашала к себе домой лучших ученых, оплачивая их далекие путешествия деньгами, оставленными мужем на сохранность. Ученые, которые обучали этого маленького мальчика, любили его всем сердцем и они все замечали его гениальность и остроту ума. Заслугой этому были не только его способности, а гораздо большее – это были тяжелые усилия его матери, это были ее молитвы, обращенные к Аллаху (Субханаху ва та’аля), с просьбой о благословении и о защите ее сына. Это был ребенок, родившийся у двух праведных родителей, а самое главное это было благословением и милостью Аллаха (Субханаху ва та’аля).
Шли года, но Сухайля по прежнему думала о своем муже Фаруке. Она все еще надеялась каким-то чудом увидеть его. Описывая Фарука своему сыну, Сухайля рассказывала о его замечательном характере и прекрасных манерах. Она делала его личность в глазах сына примером для подражания. Она описывала его до мельчайших подробностей, чтобы сын мог представить себе отца во всей красоте. Сравните это с настоящим временем. Инна лиЛЛАХи ва инна илайхи раджи’ун (Поистине мы от Аллаха и поистине к Нему возвращение).
Ночью, тридцать лет спустя, на границе с Китаем, на большой удаленности от Медины Аль-Мунавварах, после того как Аллах (Субханаху ва Та’аля) даровал им победу, спала группа муджахедов. Они были благодарны Аллаху и счастливы победе, которую Он ниспослал им и спали всю ночь, за исключением одного мужчины пятидесяти лет. Этот пожилой мужчина думал о своей жене, с которой он расстался через три месяца после свадьбы. Когда все спали он задавал себе вопрос: «Что стало с Сухайлей? Как она? Что стало с аманой? Да, это был Фарук – муж Сухайли. Он не погиб и Сухайля была неправильно проинформирована о его смерти. Это было только сейчас, через тридцать лет после их разлуки, через тридцать лет сражений на пути Аллаха, когда он задумался о возвращении домой, в город пророка Мухаммада (СалляЛЛаху ‘алейхи ва саллям), чтобы увидеть свою жену. Но для него было большим риском возвращаться по прошествии стольких лет. Что будет если он не найдет ее? Что будет если, вернувшись он узнает, что она вышла замуж за другого? Что если его аманах не была сохранена? Что если, что если, что если? Много вопросов одолевали его разум, но в конце концов он принял решение вернуться в Медину Аль-Мунавварах, чтобы хотя бы раз увидеть свою жену перед тем, как Аллах возмет к себе душу одного из них. Он получил разрешение от амира (лидера) муджахедов и направился в Медину Аль-Мунавварах.
Вы можете себе представить сколько недель занимало путешествие от границы с Китаем до Медины Аль-Мунавварах в те времена, учитывая тот факт, что единственным средством передвижения были верблюды и лошади. Это путешествие было очень долгим и тяжелым, но привязанность и любовь, которые он испытывал к своей жене, были для него невероятными стимулами, заставляющими его путешествовать, настолько быстро насколько это было возможно. По мере приближения к Медине Аль-Мунавварах его переживания и беспокойство набирали все большую силу. В какой ситуации он застанет свою жену?...будет ли она по-прежнему его женой? Наконец, после нескольких недель этого долгого путешествия, Фарук достиг границ Медины Аль-Мунавварах, где он оставил свою жену более тридцати лет назад. Несмотря на то, что эти мгновенья были для него как вопрос жизни и смерти, он не забыл о сунне пророка Мухаммада (СалляЛлаху ‘алейхи ва саллям), и вы знаете, что по возвращению домой после путешествия, обратно в свой город, пророк (СалляЛлаху ‘алейхи ва саллям) первым делом направлялся в мечеть, где совершал молитву в два рака’ата и только после этого шел домой (этот хадис приводится в сборнике Аль-Бухари). Итак, Фарук не забыл об этой сунне, хотя он и был очень взволнован и неведение того, что стало с его женой было для него настоящей пыткой.
Он пошел в мечеть пророка (СалляЛлаху ‘алейхи ва саллям) – масджид Наби, где он помолился два рака’ата и после этого стал дожидаться начала салятуль ‘аср (послеобеденной молитвы, чеч. малхбуз ламаз). После того, как Фарук совершил салятуль ‘аср, он не был в состоянии ждать более, т.к. ему было не безразлично то, что же стало с его женой. Однако, после совершения молитвы, он увидел сотни и тысячи людей, столпившихся вокруг одного человека, одного великого ученого, но о котором он еще не слышал. Этот ученый был относительно молод. Фарук был очень удивлен тем, что предстало перед его глазами, т.к. никогда прежде, когда он был в Медине, он не был свидетелем такого зрелища. Он старался как мог вспомнить или догадаться о том – кто был этим человеком, который проводил лекцию для тысяч людей в мечети пророка (СалляЛлаху ‘алейхи ва саллям). Фарук не смог узнать этого человека, но он был впечатлен его знаниями, еффективностью его слов и его манерой обращения со своими студентами.
Знаете ли вы, дорогие братья и сестры, что в числе студентов этого шайха был имам Малик ибн Анас (основатель одного из четырех мазхабов). Кроме имама Малика ибн Анаса там находился имам Суфьян Ас-Саури и имам Лайс ибн Са’ад и многие другие ученики, которые в будущем стали великими исламскими учеными. Когда лекция закончилась, Фарук спросил человека, сидящего за ним: «Кто это? Кто этот ученый? Кто этот шайх?» Его сосед засмеялся: «Ты что серьезно не знаешь этого шайха? Ты не знаешь этого великого ученого?» Фарук ответил: «Нет, я действительно его не знаю. Я только что прибыл в Медину Аль-Мунавварах». Тогда собеседник стал описывать и рассказывать об этом шайхе, который входил в семерку лучших ученых Медины (Аль ‘Улама аль-Мадина саба’) и считался наиболее знающим из них. Фарук спросил: «Как его зовут?» Собеседник ответил: “Его зовут Раби’а ибн ‘Абдур-Рахман». Фарук не знал его и у него даже не было возможности взглянуть на него, т.к. он был достаточно далеко от него и это место было наполнено людьми. По окончании лекции он вышел из мечети и направился к своему старому дому. До того, как приблизиться к двери, Фарук заметил прекрасно одетого и приятно выглядещего мужчину, который собирался зайти в его дом, в дом Фарука, не спрашивая разрешения. Фарук был не в состоянии себя контролировать. Как он мог видеть мужчину, входящего в его дом, не спрашивая разрешения? И насколько Фарук мог себе представить его жена, Сухайля, по-прежнему находилась внутри. Фарук не мог себя сдержать из-за громадной ревности, которую он чувствовал в этот момент...это чувство было настолько сильным, что могло убить его...и он бросился на этого мужчину, желая избить и даже убить его, произнося: «Кто ты такой? Что ты делаешь у моего дома? Кто разрешил тебе входить в него?» К счастью этот мужчина был достаточно силен, чтобы защитить себя, и он задавал Фаруку те же самые вопросы. Пока они дрались люди стали собираться вокруг них. Имам Малик ибн Анас оказался среди этих людей и т.к. он не знал кем был Фарук, то он попросил его удалиться, говоря: «Тебе тут не место, потому что этот дом принадлежит этому человеку – этот дом не принадлежит тебе».
Когда Фарук увидел, что все люди говорили, что этот дом принадлежит этому мужчине, а не ему, то он закричал своим самым громким голосом: «Я Фарук! Я владелец этого дома!» Не прошло и минуты, когда женщина, пожилая женщина вышла из дома и сказала всем людям: «Да, это Фарук, это мой муж», затем она посмотрела на Фарука и сказала: «Это твой сын, О Фарук, оставь его в покое». После этих слов люди стали плакать, и вскоре оставили их одних. Фарук и его жена зашли в дом, а их сын ушел, оставив их наедине.
Знаете ли вы, что было первыми словами, которые сказала Сухайля своему мужу после долгого отсутствия? Она сказала: «О Фарук, мне очень жаль, но я больше не являюсь привлекательной и красивой, я не такая, которую ты привык видеть тридцать лет назад, прости, мне очень очень жаль. Это произошло из-за времени и из-за нашей разлуки. Мои волосы поседели и моя кожа не такая нежная как была, когда мы расстались». Но Фарук ответил: «О моя жена, меня не волнуют эти вещи. Твоя красота в твоем сердце. Твоя красота в твоей правдивости. Твоя красота в твоем характере и в твоих манерах. Меня не волнует все остальное...Я клянусь, что ты для меня самая красивая женщина». Супруги начали разговор за разговором, которые продолжались часами напролет. И они не остановились до тез пор, пока он не спросил ее о амане, которую он оставил с ней. Она сказала: «О Фарук, ходил ли ты в мечеть? В мечеть пророка (СалляЛлаху ‘алейхи ва саллям) до того, как придти сюда?» Фарук ответил: «Да, я был в мечети». Она сказала: «И что ты там увидел?» Он ответил: «Я увидел замечательного ученого, имя которого Раби’а ибн ‘Абдур-Рахман. Я в жизни не забуду этого ученого». Тогда Сухайля спросила его: “Хотел ли бы ты быть как Раби’а ибн ‘Абдур-Рахман, ценой потери своего состояния?» Фарук сказал: «Да я хотел бы, я хотел бы быть как этот человек, даже если бы это означало потерю всего состояния, которое я имел». После этого Сухайля спросила: «Хотел ли бы ты потратить все свое состояние, чтобы твой сын был как Раби’а ибн ‘Абдур-Рахман?» Фарук сказал: «Да, это было бы даже лучше». На это Сухайля сказала: «Раби’а ибн ‘Абдур-Рахман, этот ученый – это твой сын, тот самый с которым ты сегодня дрался перед домом».