7. Известность суждения не означает его правильность
Широкая распространенность и известность суждений не означает их правильность, а неизвестность суждений – их неверность. Верность и неверность не являются следствием известности и неизвестности, согласно мнению правоведов-исследователей. Есть множество известных правовых норм, которые после обсуждения их обоснованности и аргументированности, теряли свою силу. Существует также множество неизвестных правовых норм, обоснованность и аргументация которых не оставляет никаких сомнений в их верности.
Для мусульманина, который твердо соблюдает заповеди своей религии, должен быть единственный критерий познания истины – это сила аргумента, очевидность доказательства, но не известность суждения или большое количество тех, кто его высказывает или его придерживается.
Если бы мерилом истины было бы следование большинства или вера большинства, то Ислам считался бы ложной религией среди всех религий и сект, число последователей которых достигает сотни миллионов человек. Всевышний Аллах говорит: «И большинство людей не веруют, как ни желал бы ты (о Мухаммад) (обратное тому)» (12:103), «И если ты (о Мухаммад) последуешь за большинством жителей земли, то они собьют тебя с пути Аллаха» (6:116), «Но большинство людей не верит» (13:1). «Но большинство из них не знают» (6:37), или «…. не разумеют» (49:4), или «… не благодарны» (10:60).
Ибн Масуд в некоторых вопросах и суждениях высказал противоречащую мнению большинства людей точку зрения. Его ученики спросили его о том, почему он не следует джамаату? Ибн Масуд ответил, что джмаат - это соответствие с истиной, и даже если ты остаешься один!
Ибн Масуд предупреждал о наступлении того времени, когда поменяются мерила и критерии истины: люди свыкнутся с ложью и будут находить странной истину, станут одобрять непристойное и запрещать доброе. Так он говорит: «Что же вас ждет, когда вас застигнет смута, вследствие которой поседеют молодые и одряхлеют взрослые?! По прошествии времени люди примут ее в качестве Сунны. И когда она подвергнется изменениям, люди скажут, что изменению подвергают Сунну или будут считать это непристойным делом!»
В качестве доказательства того, что неизвестность не равнозначна неверности достаточно сказать то, что некоторые ясные и однозначные повеления Корана не исполнялись даже во время сподвижников, поскольку норма этих аятов стала по прошествии времени неизвестной для мусульман.
Например, следующий аят: «Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то дайте им часть доли из него и скажите им доброе слово» (4:8 ). Часть ученых даже предполагала, что этот аят является «отмененным», так как он не претворялся мусульманами в жизнь. Или другой аят: «О вы, которые уверовали! Пусть ваши рабы и те из вас, кто не достиг совершеннолетия, попросят у вас разрешения (войти в покои) в трех случаях: (на заре) до утренней молитвы, когда вы снимаете одежду для полуденного отдыха и после ночной молитвы…» (24:58 ). Ибн Аббас говорил, что «сатана взял над людьми вверх относительно этого аята, и они не претворяют его в жизнь».
8. Расхождения в «ответвлениях» фикха не должны приводить к разделению мусульман
Расхождения в иджтихадных вопросах (относительно которых отсутствуют однозначные указания Корана, с точки зрения их языкового значения, а также однозначные и при этом достоверные указания Сунны) не должны приводить к разделению или спорам среди мусульман. Известно, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) расходились между собой во мнениях, но это не приводило их ни к разделению, ни к вражде или ненависти.
Среди сподвижников, их современников и последующих поколений были те, кто читал в молитве фразу «бисмилляхи рахмани рахим» и кто – не читал ее, кто – читал ее вслух, и кто – читал ее про себя. Среди них были те, кто читал в утренней молитве мольбу «кунут» и кто – не читал ее. Среди них были те, кто совершал омовение после кровопускания, кровотечения из носа и рвоты и те, кто не совершал омовения после этого. Были те, кто совершал омовение после принятия пищи, которой коснулся огонь, и те, кто не совершал омовение после этого. Были те, кто совершал омовения после принятия в пищу верблюжьего мяса, и те, кто не совершал омовение после этого.
Но при всем этом они совершали молитву друг за другом, точно также как Абу Ханифа, его ученики и Аш-Шафии совершали молитву за мединскими учеными, последователями Малика, хотя последние вообще не читали в молитве фразу «бисмиляхи рахмани рахим» – ни вслух, ни про себя.
Харун Рашид руководил молитвой, после того как совершил кровопускание. Абу Юсуф совершил за ним молитву и не возобновил ее после этого, поскольку знал, что имам Малик считает, что тот, кто сделал себе кровопускание, не должен совершать омовения. Ахмад Ханбал считал, что кровопускание и кровотечение из носа нарушают омовение. Когда его спросили о том, что будет ли совершать молитву за тем, кто не совершил омовение после кровопускания, он ответил: «А как я могу не молиться за Маликом и Саидом б. Масайб?!»
Аш-Шафии совершал утреннюю молитву неподалеку от могилы Абу Ханифы, во время которой не прочитал мольбу «кунут» из уважения к покойному. После чего он сказал: «Возможно, мы склонились к мнению мазхаба жителей Ирака (то есть к мнению Абу Ханифы. – Примеч. перевод.». Абу Юсуф, искупавшись в бане, руководил пятничной молитвой. После ее завершения, когда люди уже разошлись, ему сообщили о том, что в водоеме бани была обнаружена мертвая мышь. Абу Юсуф сказал, что «в таком случае мы будем придерживаться мнения наших братьев из Медины: если объем воды достиг двух куллят, то она не оскверняется».
Такое отношение к этим и подобным им вопросам объясняется тем, что они заключают в себе гибкость. И часто две разные точки зрения по одному вопросу бывают одинаково верными. По крайней мере, верность в подобных вопросах однозначно не определена, а ошибка, допущенная в них ученым-муджтахидом, прощается. Более того, он получает за нее награду.[10] Именно поэтому ученые в подобных вопросах определяя, с их точки зрения, верное решение, одновременно закрепляли наличие относительно него расхождений. Они употребляли следующие выражения: «это суждение – наиболее предпочтительное», «это – выбранное мной», «нами найдено только это». Подобные выражения часто встречаются в трудах ученика Абу Ханифы Мухаммада и Аш-Шафии.
Когда халиф Харун Рашил предложил Малику повесить его книгу «Аль-Муватта» на стене Каабы и сделать ее общим кодексом для мусульман, он отказался, пояснив, что сподвижники Пророка, расходившиеся во мнениях по «ответвлениям» фикха, рассеялись по разным странам, и каждая страна живет в соответствии с определенным учением сподвижника. Подобная история приводится и с халифом Аль-Мансуром.
Абу Ханифа: «Достоверный хадис- это мой мазхаб» Приводит ибн Абидин в “аль-Хашия”, 1/63
«Не берите от меня ничего, не зная доказательство этому» Приводит ибн Абидин “аль-Хашия Аля аль-бахри ар-Раик”, 6/293.
«Запрещено тому, кто не знает моего доказательства, следовать моим словам, , потому что все мы смертные: мы говорим одно мнение, а потом его забираем обратно»tam je
«Горе вам! Не записывайте все то, что вы слышите от меня, ведь в одно время я могу сказать одно и отвергнуть его завтра или завтра я буду придерживаться одного и отклоню его послезавтра»tam je
«Когда я говорю что-то противоречащее Книге Аллаха и тому, что передано нам от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то отбрасывайте мои слова» Привел аль-Фуляни в “альайказ”, 50стр.
Малик ибн Анас : «Я ведь- только смертный и иногда ошибаюсь, а иногда прав. Поэтому изучите мои доказательства и то, что согласно с Книгой Аллаха и Сунной Его Пророка, то берите, а что противоречит им, то отбрасывайте» Привел ибн Абдуль-Барр в “аль-Джами”, 2/32
«Каждый после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отвергающий и отвергаемый» Там же, 2/91.
Ибн Вахб говорил: «Я слышал как Малика спрашивали об очищении во время аль-вуду между пальцами ног. Он отверг это, сказав: «Люди не должны совершать это».Я подождал пока толпа вокруг него не стане меньше и после этого подошел к нему. Я сказал: «Я знаю хадис в доказательство мытья между пальцами ног во время аль-вуду». Имам спросил: «Какое оно?» Я сказал: «Ляйс ибн Саад, ибн Ляхиа и Амр ибн Харрис рассказывали нам от Язида ибн Маафири от Абу Абдурахмана аль-Хубули от Муставрида Шаддада аль-Кураши, который сказал: «Я видел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протирающего мизинцем между пальцами ног во время аль-вуду». Малик сказал: «Этот хадис является хорошим. Я никогда не слышал о нем раньше». Впоследствии я слышал, что Малика спросили об этом же и он ответил, что нужно мыть между пальцев» Введение в “Шарх ва таадиль” ибн Абу Хатима, 31-32.
Шафи1и : «Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является богатой, так как и спасение для нас. Поэтому если я высказываю свое мнение или формулирую какое-то правило, если оно противоречит Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то следуйте за ней, это правда и это является моим мнением» “Тарих ад-Димашк” ибн Асакира, 15/1/3.
«Мусульмане единодушны в том, что если хадис от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ясен для кого-то, то нет причины для него следовать за чем-то еще.»Аль-Фуляни, 68.
«Если вы найдете в моей книге то, что противоречит Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то следуйте за тем, что он сказал и оставьте мои слова»Ан-Навави “Маджмуа”, 1/63.
Ахмад ибн Ханбал : .”Не подражайте мне, как не одражайте Малику, Шафии, Авзаи, Саури, а берите от того, от кого взяли они..” Ибн аль-Кайим в “иляи аль-маукиин”, 3/302.
” Не подражайте никому из них, а берите с Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с его сподвижников и их последователей, где человек может выбирать”. Абу Дауд в вопросах Имама Ахмада, 276,277.
“Мнение Малика, Авзаи, Абу Ханифы это все лишь мнения, и все это равно в моих глазах. Правда та, где есть восхождение к Пророку”..Ибн Абдуль-Барр в “аль-Джами” ,2/149.
“Тот, кто отказался от хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находится на пороге к гибели”.Привел ибн аль-Джаузи в “аль-Манакиб”, 182 стр
Это ясные доказательства того, что необходимо для верующего придерживаться достоверных хадисов и отказываться в данном случае от противоречащего ему мнении какого-то Имама. В данном случае он будет делать то, что сами эти Имамы предписали и, таким образом, здесь нет никакого отрицания какого-то мазхаба и не следования ему. Скорее наоборот, именно такой человек и следует за мазхабом в отличии от подражателей, которые берут от Имамов все, как не противоречащее Сунне так и противоречащее.
Аллах Всевышний сказал в Коране: ” Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом они не найдут в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью” (4:65).
А также: “Не делайте обращение к Посланнику Аллаха среди вас таким же, как обращение вас друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые пробираются, ища убежища” (24:63).
Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Поэтому входит в обязанность тому, кто услышит какое-то высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или он знал о нем, чтобы объяснить его людям , даже если это противоречит высказыванию какого-то большого ученого. Т.к. достоверный хадис от Пророка, мир ему, сильнее как довод любого высказывания другого ученого. Вот почему, когда подвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, опровергали мысли кого-то, проявляя при этом строгость, делали это не из-за ненависти к какому-то человеку, т.к. они любили всех мусульман, а из-за того, что их любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, была сильнее и его приказ превосходил любой другой приказ от какого бы то ни было. Следовательно, когда есть высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и противоречащее ему высказывание кого-то другого, предпочтение должно отдаваться именно высказыванию Пророка, и именно ему нужно следовать.”
Отредактировано Amatul-Karim (14-02-08 00:36:15)