Многие мусульмане сегодня пребывают в абсолютном невежестве относительно мазхаба в области вероучения (акыде) ашария (или школы имама Абуль-Хасана Ашари, да будет милостив к нему Аллах). Не знают, кто эти ученые, каков метод их в том, что касается вопросов, связанных с вероубеждением (акыдой). Более того, некоторые из мусульман даже не стесняются относить ашаритов к заблудшим, ставить их в один ряд со сбившимися с истинного пути сектами, обвинять в отступлении от Ислама и в отрицании качеств – сифатов – Всевышнего Аллаха.

Все это, конечно, плод невежества по отношению к школе ашария, причина которому – отсутствие единства внутри ахли Сунна валь-джама’а (суннитов). И не могу постигнуть я, как люди эти могут ставить в один ряд истинно верующих (ахлюль-Иман) с вышедшими за предел муатазилитами-джахмия и считать ашаритов сектой философов, поставивших свои рационально-философские спекуляции выше Откровения.

«Разве сделаем Мы мусульман такими, как грешников? Что с вами? Как вы судите» (68:35–36).

Кто же такие ашариты? Они – выдающиеся ученые и имамы прямого пути, знание которых распространилось от Востока до Запада. Их благочестие, широту знания, безоговорочное следование и служение Исламу признало подавляющее большинство
уммы.

Последователи школы ашария – величайшие и достойнейшие из представителей ахли Сунна. Именно они вышли навстречу фитне (раздор, смута), которую сеяли мутазилиты для того, чтобы защитить суннитскую акыду от искажений.

Про них Шейх уль-Ислам Ибн Таймия, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Ашариты – ансары (помощники, защитники) основ религии, ее акыды».

Ашариты – это мухаддисы (хадисоведы), факихи (правоведы), муфассиры (комментаторы Священного Корана), среди которых великие имамы, столпы исламских наук, такие
как Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар Аскалани, да будет милостив к нему Аллах, являющийся, без сомнения, шейхом мухаддисов. Он следовал ашаритскому мазхабу в акыде и создал свой великий комментарий к «Сахиху» (сборнику достоверных хадисов) имама аль-Бухари, да будет милостив к нему Аллах, «Фатх уль-Бари», без которого не может обойтись ни один исламский ученый.

Шейх ученых-суннитов имам Навави, да будет милостив к нему Аллах, написавший большой комментарий к «Сахиху» имама Муслима, да будет милостив к нему Аллах, «Аль-Минхадж», а также другие знаменитые книги по исламскому знанию, тоже следовал мазхабу имама Абуль-Хасана Ашари.

И шейх муфассиров имам Куртуби, да будет милостив к нему Аллах, создавший свой знаменитый тафсир «Аль-Джамиа ли ахкам иль-Куран» – ашарит в акыде.

Шейх уль-Ислам ибн Хаджар аль-Хайтими, да будет милостив к нему Аллах, автор книги «Аз-Заваджир ан иктираф иль-кабаир» также следовал за Ашари.

Шейх хадиса и фикха имам Закария аль-Ансари, да будет милостив к нему Аллах, – ашарит. Имам Абу Бакр аль-Бакилани, имам Аскалани, имам ан-Насафи, имам аш Шарбини, имам Абу Хаян (великий алим в арабской грамматике) автор тафсира «Аль-Бахр уль-мухит», имам Ибн Джази, написавший «Ат-Тасхииль фи улюмит-танзииль» и т.д. Все эти имамы и ученые были ашаритами.

И если бы пожелали мы перечислить имена всех авторитетов в хадисе, фикхе, тафсире, следовавших мазхабу ашария, то стеснилась бы грудь наша от столь тяжкой задачи и понадобились бы многие тома для того, чтобы упомянуть в них всех ученых, знание которых распространилось от Востока и до Запада.

Поэтому, поистине, обязательно для всех нас отдать должное блеску этих мужей, познать и признать достоинство людей благочестия и знания, посвятивших жизнь свою служению Шариату господина Посланников (мир ему и благословение).

Ведь какой благости можно ожидать от нас, если мы обвиняем этих выдающихся ученых и благочестивых предков в отходе от истины или в заблуждении? Как откроет Всевышний Аллах сердца наши для того, чтобы взяли мы пользу от познаний этих имамов, если мы исповедуем идеи, что они отклонились и отступили от пути Ислама?

Я вопрошаю: есть ли сейчас ученые (из знатоков Шариата), кому было бы под силу повторить то, что сделали в свое время Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар Аскалани и имам Навави, посвятившие силы свои и жизни служению пречистой Сунне нашего Пророка (мир ему и благословение)?

Как же мы после этого можем обвинять этих имамов и других ашаритских алимов в заблуждении, тогда как мы сами так нуждаемся в их достижениях? Как сможем мы брать знание у них, если ученые эти по-нашему мнению находятся в заблуждении?

Имам аз-Зухри, да будет милостив к нему Аллах: говорил «Поистине, религия (дин) – это знания. Так смотрите же, у кого вы получаете их (т.е. дословно: «у кого вы берете свою религию»). И если не являются имамы Навави, Аскалани, Куртуби, Бакилани, Фахр
ар-Рази, Хайтими, Закария аль-Ансари и др. великими учеными, если не входят они в число авторитетов Ахли Сунны валь-джамаа, то кто тогда вообще суннит?

Шейх Мухаммад ибн Алави Малики аль-Хусни
Из книги «Мафахим яджибу ан тусаххах»  (Понятия, которые должны быть исправлены), глава «Правда об ашаритах»

Примичание: Шейх Мухаммад ибн Алави Малики аль-Хусни – один из крупнейших исламских ученых современности. Автор многих трудов по мусульманскому вероучению. Происходит из рода Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Приложение к теме:
Шейх Ахмад ибн Таймия
[рахимахуллЛах]