Тафсир 102 и 103 аятов суры «аль-Имран»

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! * Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы последуете прямым путем»

Ибн Масуд говорил, что это подчиняться и не грешить, помнить и не забывать, благодарить и не быть из неблагодарных (неверных), и здесь иснад достоверен. Так же этот хадис передал аль-Хаким и сказал, что он соответствует условиям двух шейхов достоверных хадисов - Аль-Бухари и Муслима. От Анаса передается, что не будет человек бояться Аллаха должным страхом, пока не будет сдерживать свой язык.

Катада, Мукатиль, Зайд б. Аслам и некоторые другие ученые сказали, что этот аят стерт (mansuh - (прим. ред СИВ) аятом «Бойтесь Аллаха как можете», а от Ибн Аббаса передается, что этот аят не стерт, но «должным страхом к Нему» означает стараться на пути Аллаха должным старанием и поступать по справедливости и по отношению к самому себе и к своим отцам и к своим детям. Путь Аллаха надо понимать обширно, т.е. не только джихад или дават. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), говорил, что беременная женщина умирает шахидом (это для нее является путем Аллаха), тот, кто вышел на путь знаний– на пути Аллаха, пока не вернется и утонувший является шахидом «…и не умирайте иначе, как будучи мусульманами», т.е. заботьтесь об Исламе, старайтесь сохранить его в вашем здоровье и процветании и умрите в нем, ведь в чем человек жил в том умрет, а в чем умрет, с тем и воскреснет.

Ибн Аббас передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами, и если капля с дерева аз-заккум капнула на дом этого мира, причинит вред людям этого мира и их жизни, то как же тем, кому не будет ничего, кроме еды из этого дерева аз-заккум» (передали ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и Ибн Хиббан в своем сахих сборнике, аль-Хаким сказал, что иснад хадиса соответствует условиям двух шейхов достоверных хадисов).

«Держитесь за вервь Аллаха все», т.е. по завету Аллаха, а также по аль-Кур-ану аль-Кариму, а в слове «и не разделяйтесь» приказ им быть общиной (джамаатом) и запрет на разобщенность. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Книга Аллаха – это веревка Аллаха длиной от небес до земли» (ат-Табари). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сообщил о том, что эта община разделится на семьдесят три группы (партии), и только одна из них войдет в Рай и спасется от огня, и эта группа, к которой принадлежит посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижники. После себя посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) оставил Коран и Сунну и сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживет, увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, ни в чем не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение» (Абу Дауд и ат-Тирмизи).

«и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, - может быть, вы пойдете прямым путем!», - здесь напоминание о племенах аль-Аус и аль-Хазрадж, когда между ними шли сильные войны, но после того, как Аллах ниспослал завершающую религию – Ислам, они стали любящими братьями и богобоязненными людьми.