Инстинкт продолжения рода побуждает человека окружать своих детей заботой и вниманием, обеспечивать их кровом, пищей, одеждой. Родитель не нуждается во внешних стимулах, побуждающих его жертвовать ради детей своим здоровьем, средствами и даже жизнью.
Заколдованный круг
Все, на что способна настоящая мать, все, чем она может жертвовать ради ребенка, ее материнская преданность, сострадание, самопожертвование, никогда не могут измеряться материальными ценностями, никогда не могут быть объяснены экономическими расчетами. Активное, полное любви отношение к ребенку приносит матери сильные ощущения и переживания, сознание наполненной смыслом жизни. Никакие иные успехи женщины не заменят ей радости материнства.
А что же дети? Их любовь к матери является, как правило, «вторичным продуктом», отражением той материнской любви, которую дети испытывают постоянно. Вырастая, дети сами становятся родителями, и «вторичный продукт» уступает место «первичному» инстинкту продолжения рода. Он побуждает их тратить все свои усилия и старания на детей, обделяя при этом заботой и вниманием своих родителей.
Уходящее поколение отодвигается на задний план, оно становится обузой и тяжким бременем, вызывает в свой адрес недовольство и нарекания тех, кому они подарили жизнь. Все более и более отстающие от века, как бы заживо умершие, они доживают в окружении лишь дорогих им могил. Чуждые и равнодушные к бурной жизни и исканиям новых поколений, они добровольно замыкаются в узком кругу воспоминаний о несбыточных мечтах, о невозвратной молодости, которую они посвятили своим детям. Ненужные никому и забытые всеми, они уходят в мир иной, и вскоре их место занимают постаревшие дети.
Заколдованный круг. Его черный водоворот засасывает в себя все новые и новые поколения людей, превращая их жизнь в злую шутку и бессмыслицу.
Ислам и родители
Несомненно, общество, ведомое лишь инстинктами, обречено на дисгармонию, на вечный конфликт поколений, на то, что многие его члены будут влачить жалкое существование.
Ислам как социальная система направлен на то, чтобы не дать инстинктам возобладать в человеке, чтобы привести к равновесию физическое и духовное. Он простым, естественным и в то же время универсальным образом создает такие условия, при которых искоренена даже возможность проблем во взаимоотношениях между родителями и детьми.
Дети нуждаются в постоянных увещеваниях и напоминаниях, чтобы они не забыли тех, кто отдал им все, перед кем они в неоплатном долгу. Поэтому Коран возбуждает в душах детей мягкость, обходительность и милосердие к матери, напоминая о ее тяготах:
«...Во чреве носит его мать,
За тягостью испытывая тягость,
И от груди в течение двух лет
не отлучает...»
Примечательно, что в Исламе хорошему отношению и почтительности к родителям отведено место, уступающее по важности только вере в Аллаха и поклонению Ему. В Коране сказано:
«И повелел твой Бог,
Чтоб поклонялись вы Единому Ему
И чтоб к родителям своим благодеяли».
Поэтому искренний и сознательный мусульманин, воспитанный на коранических принципах, почитает и любит своих родителей больше, чем кого бы то ни было: жену, детей, друзей.
Коран предостерегает детей даже от повышения голоса на родителей, особенно когда они достигли преклонного возраста и немощи и находятся на их попечении. Ведь это то время, когда ослабевшие, постаревшие и больные родители полностью зависят от своих детей, превращаясь для них в обузу и тяжкое бремя. «А если кто-нибудь из них иль оба Достигнут старости в твой век, Не говори (презрительное) «пфи» И не кричи на них, А речь веди пристойно с ними».
Когда одного из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) Саида бен Мусаиба спросили, как понимать -- «Речь веди пристойно», он ответил: «Это значит -- обращаться к родителям как раб к своему господину». Другой сподвижник Ибн Сирина всегда говорил со своей матерью таким тихим голосом, каким говорит больной человек, делая это из уважения и почтения.
Более того, мусульманин понимает, что почитание родителей в старости -- это одно из средств достижения рая. Ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «В убытке тот, кто застал своих родителей в старости лет и не смог заслужить рая».
Надо подчеркнуть, что в Исламе предпочтение в проявлении любви и уважения отдается матери. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что если одновременно позовут мать и отец, необходимо откликнуться на зов матери. А еще Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Рай под ногами ваших матерей».
В Исламе настолько культивируется послушание родителям, что даже совершаемая помимо обязательной молитва, являющаяся непосредственным общением с Господом, должна быть прервана, если позовет кто-либо из родителей.
Социальная защищенность родителей поставлена в Исламе на такой высокий уровень, что, согласно его положениям, все имущество мусульманина является собственностью его родителей.
Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел человек с жалобой на то, что отец требует таких расходов на себя, после которых от его средств ничего не останется. На что Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: «Ты и то, чем ты владеешь, -- собственность твоего отца», имея в виду следующее: если родитель нуждается в твоих деньгах, то он может брать из них ровно столько, сколько пожелает, как если бы тратил свои собственные средства.
Абсолютная справедливость Ислама очень ярко проявляется в его требовании почтительного отношения к родителям-немусульманам. Но только до того момента, когда они начнут повелевать детям запретное, ведь почитание и покорность Создателю в Исламе -- превыше всего!
Воспитательная система Ислама настолько всеохватна и глубока, что ее указания относительно почтительности к родителям не ограничиваются только ими, а побуждают мусульманина любить и почитать тех, кого любили их родители.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связь с тем, кого любит его отец».
Ислам не ограничивается только здешним миром, но и указывает способы почитания родителей после их смерти. Когда у Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Как можно проявлять почтительность к своим родителям после их смерти? -- он ответил: «Четырьмя способами: просить прощения за них у Аллаха, выполнить то, что было ими обещано, оказывать уважение тем, с кем они дружили, поддерживать родственные связи с теми, с кем ты связан через них».
Столь высокие человеческие чувства и любовь, культивируемые Исламом, украшают жизнь и делают людей счастливыми. И все это благодаря его уникальным методам воспитания, основанным исключительно на вере. На Вере, которая устраивает отношения между людьми наидостойнейшим образом.
Слова, которые забыли
Мы видим, как дети, достигая самостоятельности, отдаляются от своих родителей, бросают их на произвол судьбы. И даже если общество установит высокие материальные гарантии старым людям, то все равно ощущение своей ненужности, покинутости не оставляет их. Дети идут своим путем, редко помышляя о том, чтобы остановиться и проявить свою любовь, почтение и благодарность к тем, кто подарил им жизнь.
Самонадеянный энтузиазм молодежи и безотрадный пессимизм старцев становятся разделительной чертой между отцами и детьми.
«В море на всех парусах Юноша бодро стремится; Скромно в разбитой ладье В гавань вернется старик». Шиллер
Сегодня мир достиг небывалого размаха в научно-техническом прогрессе: клонируется человек, завоевывается космос, покоряется природа. Но нельзя назвать общество цивилизованным, каких бы материальных высот оно ни достигло, если целые поколения людей, отдавших все свои жизненные силы для воспитания своей смены, взамен получают только неблагодарность и упреки, чувствуют себя ненужным балластом, который сбрасывают в дома престарелых.
Зачем человеку мама? В нашем сознании пчелиным роем пронесется множество заготовленных, штампованных ответов. Но они все, подобно хрупкому стеклу, разбиваются вдребезги о стены дома престарелых. Жителям этой обители самые красноречивые ответы покажутся издевательством и лицемерием.
Рай под ногами матерей... Как много сказано этими словами! Из глубины веков они, словно упрек, эхом раскатываются в недрах души, заставляя осознать свою вечную вину перед мамой. Слова, которые мы все забыли...
Ясин Расулов (рахимуллах)
ДШ