Мурджииты – это одна из ранних сект, основное отличие которой от ахль ас-Сунна заключается в расхождении с ними в вопросах имана. Они отошли от ахль ас-Сунна в вопросе имана во многих положениях, среди которых не включение деяния в составную часть имана, убеждение того, что иман не увеличивается и не уменьшается. Убеждение того, что грехи не приносят вреда при наличии имана, и при этом они проводят аналогию с тем, что кафирам не принесут пользу благие дела.
Группы мурджиитов сводятся к трем:
"Первая категория, это те, кто говорит, что иман – это то, что в сердце. Они также именуются джахмитами.
Вторая категория говорит, что иман – это то, что на языке. И это определение не известно ни от кого, кроме карамитов.
Третья говорит, что иман – это убеждение в сердце и произнесение языком. Это известно как мнение мурджитов фукаха, как Абу Ханифа и его сторонники". Об этом сказали шейх аль-Ислам Ибн Таймйия в «аль-Иман» 184, има Абуль-Хасан аль-Ашари в «Макалят аль-ислямиин» 1/213, имам аш-Шахристани в «аль-Миляль уа-ннихаль» 1/139, и др.
Спросили имама Ахмада: «Кто такие мурджииты?» Он ответил: «Кто заявляет что иман – это лишь слова». аль-Халляль в «ас-Сунна» 959.
Абдуррахман ибн Махди говорил: «Первое проявление ирджа – это оставление исключения относительно имана (истисна)». Аль-Халляь в «ас-Сунна» 3/598.
Т.е. когда спрашивают: «Ты мумин?» (т.е. правоверный)? Отвечать с уверенностью: «Да», не говоря: «Инша-Аллах мумин» или «Надеюсь» и т.д.
Однако что касается вопроса ты верующий или мусульманин как принадлежность к религии, то не следует говорить инша-Аллах, а следует уверенно сказать что да.
Имам аль-Аджурри говорил: «Из числа качеств приверженцев истины, о чем поведали нам ученые, это исключение (истисна) относительно имана. Конечно же не в понимании сомнения, да упасет нас Аллах в сомнении относительно имана, однако как страх чтобы не восхвалять самого себя как обладателя совершенного имана». См. «аш-Шари'а» 136.
Исмаиль ибн Саид рассказывал: «Я спросил имама Ахмада о том, кто говорит: «Я мумин для себя по ахкамам, как наследование, но не знаю какого мое положение перед Аллахом» Он ответил: «Такой человек не мурджиит». аль-Халляль в «ас-Сунна» 987.
Также из качеств мурджиитов - это выход против правителя мусульман. Несмотря на то, что в вопросах такфира они противоречие хауариджам, впавшим в крайность, они с ними сошлись в вопросе выхода против правителя мусульман. Необязательно причина этого в такфире правителя, причина этого у них могла быть и по причине мирских понятий!
Суфьян ибн ‘Уяйна и аль-Ауза’и говорили: “Воистину, мурджииты призывают к выходу против правителя”. См. «ас-Сунна» 1/218/368.
Когда имама Ибн аль-Мубарака спросили, имеет ли он взгляды мурджиитов, он ответил: “Каким образом я мурджиит, если я не считаю дозволенным выход против правителя мусульман?!” Ибн Шахин в “аль-Китабу-ллятыф” 17.
Имам же Ахмад сказал: “Поистине, хариджиты являются мурджиитами!” См. “ас-Сунна” 74.
А известный таби’ий Айюб ас-Сахтияни называл хариджитами любых приверженцев нововведений, и говорил: “Поистине, хариджиты разделились в названиях, но объединились в выходе против правителя”. См. “аль-И’тисам” 1/113.
Особенно обратите братья внимание на их признак, да к тому же еще один из главных, о котором сказал Абдуррахман ибн Махди: «Первое проявление ирджа – это оставление исключения относительно имана (истисна)». Аль-Халляь в «ас-Сунна» 3/598.
А теперь посмотрим, кто говорит все время и зачастую даже без истисна: "Такой-то шахид" ?!
А потом еще смеют обвинять в ирджма не только простых мусульман, как Ринат или мы, но даже таких великих ученых, как Ибн Баз, аль-Альбани и Ибн Усаймин!
Когда спросили шейха Ахмада ан-Наджми о тех, кто называет этих трех ученых мурджиитами, он сказал: "Если эти трое мурджииты, то кто тогда остался?!"
Плюс:
Слова шейха Ибн Джибрина о мурджиитах:
"Поистине убеждения мурджиитов одно из самых худших убеждений для мусульман из за их небрежного отношения к грехам, легкомысленного отношения к устрашению которые пришли в Коране и Сунне.
Как это приводил имам Аль-Халляль в 4—5 части своей книге "Сунна" и до него Ахмад ибн Ханбаль также в книге "Сунна" под номером 1227 от Йяхия ибн Аби Касир и Катады то, что они сказали: “Нет из страстей более опасней у учённых (сахабы и табиины) для этой уммы чем убеждения мурджиитов".
Также под номером 723 от Саид ибн Джубейра то, что он сказал: "Мурджииты – яхуды этой киблы". Также под номером 617 от Ибрахима Ан-Нахаи который сказал: “Мурджииты хуже для этой уммы чем фитна хаурижей” которые были названы псы Ада и другие предания.
И нет сомнения в том, что мурджииты со своей акыдой которая заключается в том что не повредят грехи если есть в сердце иман - худшие.
И самое опасное, что произошло в этом веке – позволение (истихляль, то есть когда считают харам разрешенным) судов по человеческим законам, несмотря нате угрозы, которые пришли в Коране и Сунне. И вместе с этим находится в это время тот, кто закрывает глаза на эти конституции и легкомысленно относится к этому , возражая тем учённым которые порицают тех кто судит не по тому что низвёл Аллах. И нет сомнения в том, что это возражение самому Корану и открытие дверей куфра, несправедливости и нечестия и легкомысленного отношения ко всем грехам с убеждением, что это не причинит вред тому, кто это делает, даже если умрёт на этом, как об этом говорят мурджииты".
См. Рафу ляима ан фатауа ляжна даима.5—7