1.Выбор супруга
1.1.выбор жены
А) невеста должна быть праведной
Б) Желательно выбрать девственницу
1.2. Выбор мужа
А) Чтобы супруг был религиозным и с хорошим нравом
В) Чтобы он был благородного рода
Г) Невесте желательно выбрать плодовитого мужа
Д) Чтобы мужчина был способен содержать семью
1.Примечание: Мужчине можно предложить свою дочь праведному человеку (некоторые из ученых сказали, что это даже желательно).
2.Женщине можно предложить себя в качестве жены праведному мужчине, учитывая шариатские границы. Если они оба этого пожелают, то могут сочетаться браком согласно арканам (столпам) шариата.
Далее шейх высказывает свое мнение о том, что касается объявлений женщиной своего желания выйти замуж через газеты, журналы, интернет и размещением своей фотографии с упоминанием своих физических данных, то это противоречит стыду, приличию и скромности.
3.Шейх Ибн Усеймин (рахимахуллах) сказал: « Если среди родственников есть кандидатура, которого лучше выбрать по определенным причинам, то лучше выбрать его. Если равны по качествам, то лучше отдать предпочтение неродственнику».
4.Примечание: Желательно обоим сделать истихару (молитву о помощи), обратившись к Одному Аллаху.
5. Им нужно узнавать друг о друге и советоваться с праведниками, которые знают будущего супруга. Тот, к кому обратились с советом, должен дать хороший совет, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто советуется, тот обезопасен».
И пусть тот, к кому обратились, не скрывает чего-либо из того, в знании чего нуждается обратившийся. А если же даже он и будет упоминать его пороки и недостатки, то пусть это делает в мягких выражениях, если есть таковое. И пусть упоминает только те пороки, знание которых важно в браке. Это делается для того, чтобы другая сторона осознанно сделала свой выбор.
Условия, с которыми следует считаться при сватовстве невесты.
А) Чтобы у этой невесты не были шариатские преграды для замужества.
Б) Чтобы не свататься к чужой невесте (уже засватанной кем-либо).
3. Разрешается смотреть на будущую невесту, потому что пришел хадис от Абу Хурейры, в котором он сказал: «Я находился рядом с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и пришел к нему один человек и сообщил ему, что он женится на одной женщине из ансарок и тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Ты видел ее?». Тот ответил: «Нет». Тогда он сказал «Иди и посмотри на нее. Поистине в глазах ансарок есть нечто». Это доказательство тому, что желательно видеть будущего супруга, поскольку им предстоит совместная жизнь и хорошее супружество.
Примечание. Шейх считает более правильным из мнений ученых, что будущий супруг может посмотреть на нее без ее разрешения и разрешения ее опекуна (валия). Почему? Шейх опирается на хадис от Джабира ибн Абдуллаха (рахимахуллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас сватается к женщине, то пусть посмотрит на нее и сможет увидеть в ней то, что побудит его жениться на ней, то пусть сделает это». Джабир сказал: «И я сватался к девушке и я скрытно следил за ней до тех пор, пока не увидел в ней то, что побудило меня жениться на ней. И потом я женился на ней» ( хадис со степенью хасанат от Ахмада и Абу Дауда).
Вопрос: Допустимо ли смотреть на будущую невесту неоднократно? Ответ: Можно. Для чего? Увидеть в ней то, что побудит на ней жениться.
Части тела будущей невесты, на которые разрешается смотреть будущему мужу.
Большинство ученых пришли к мнению, что этими частями тела являются лицо и кисти рук.
Ханбалиты сказали, что можно смотреть на то, что выявляется чаще всего, например, руки, лицо, ступни и шея. А сам имам Ахмад (рахимахуллах) в одной из версий риваятов сказал, что нет ничего плохого в том, чтобы увидеть ее с непокрытой головой, с открытыми волосами.
5. Женщина тоже имеет право увидеть будущего супруга.
6. Если жених хочет узнать ее нрав (а это он может узнать через тех, с кем она общается и живет рядом с ней), то пусть спрашивает того, кому он больше доверяет и у кого есть больше знаний. Точно также и женщина. А что касается запретного уединения жениха и невесты для общения друг с другом, то это дело противоречащее закону Аллаха и выходит за рамки Его установлений. Невеста становится объектом для пересудов о ней и плохого мнения, если это не закончилось созданием семьи.
7. Вышесказанное разрешение видеть будущую невесту не означает допустимость трогать ее или же пожимать ей руки, потому что она для него все еще чужая женщина и шариат разрешает лишь смотреть на нее.
8. Во время Хаджа паломнику нельзя свататься к женщине.
9. Если жених посмотрел на невесту, и она ему не понравилась, то пусть молчит и ничего никому о ней не говорит. Хафиз ибн Хаджар Аль-Аскаляни (рахимахуллах) сказал : «… Однако ему не следует отвечать ей (что она ему не понравилась). Ему хватает лишь молчания».
10. Вопрос: Можно ли ему беседовать и общаться с ней?
Ответ: да, можно с условием присутствия махрама ( дедушка, отец, совершеннолетний дядя, брат или племянник). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть же не уединяется мужчина с чужой женщиной кроме как с ее махрамом» (аль-Бухари).
И разрешение говорить обуславливается необходимостью, а что касается праздного разговора, в котором нет пользы, то это запрещено.
11. Вопрос: Если он захочет говорить по телефону, можно ли это? Ответ. Да, можно, с учетом вышесказанного. В этом должна быть необходимость и условием таких бесед является то, чтобы махрам слышал их разговор.
12. Вопрос: Можно ли женщине в разрешенных границах прихорашиваться для смотрин?
Ответ: Она может использовать сурьму и подкраситься. У Бухари приводится хадис о том, что Сабиату аль-Асламия сказала, что после того как закончился срок ее идда, она подкрасилась сурьмой и нарядилась. Поэтому шейх советует сестрам, которые закрывают лица (никаб), что им нет ничего плохого прийти на смотрины в цветной одежде, учитывая шариатские условия (чтобы не обтягивало и не просвечивало). От нее требуется принарядиться так, чтобы она понравилась ему.
Вопрос: Можно ли делать макияж? Нет, нельзя. По той причине, что это тадлис (обман). Можно использовать натуральную косметику.
13. Недостаточно показать фотографию невесты для жениха, потому что этого недостаточно для того, чтобы вызвать симпатию. Потому, что Аллах сделал во взгляде на нее трепет в сердце.
продолжение следует
шейх Адиль ибн Юсуф Аззази
ДШ