Хизб ат-Тахрир аль-Ислямий
(Партия Исламского освобождения)
История зарождения и наиболее яркие ее идеологи
Основатель этой партии шейх Такъийю-Ддин Ан- Набхани (1908-1977гг), уроженец Палестины. Учиться начал в своем селе затем поступил в университет Аль-Азхар, а по его окончании в институт «Даруль-Улюм» в Каире. После учебы вернулся в Палестину и работал там учителем и судьей. В 1952г. основал свою партию и полностью посвятил себя ее руководству и изданию книг и брошюр, которые вместе взятые являются главным культурным и идеологическим источником партии. Перемещался по Иордании, Сирии и Ливану, пока
его не постигла смерть в Бейруте, где и был похороне
После смерти Ан-Набхани, партию возглавил Абдуль-Кадим Залюм, палестинец, выпускник Аль- Азхара. Он является автором книги «Так был разрушен халифат». В период его руководства партией были открыты ее отделения в Ливане и Иордании.
Шейх Ахмад Ад-Дагъур, палестинец, выпускник Аль-Азхара, руководитель отделения партии в Иордании был арестован за попытку государственного переворота и приговорен к смертной казни, затем приговор был отменен.
Шейх Абдуль-Азиз Аль-Бадри из числа ученых Багдада.
Устаз Абду-Ррахман Аль-Малики из Дамаска автор книги «Наилучшая экономическая политика».
Устаз Гъаним Абдуху житель Аммана автор книги «Опровержение марксистского социализма»
Идеология и убеждения
Цель партии – возрождение исламской жизни путем установления исламского государства в арабских странах, а затем исламского халифата с последующим распространением Ислама в других странах.
Главное отличие партии в большом акцентировании на культурно-просветительскую сторону и утверждение её в качестве основы для формирования исламской личности, в первую очередь, а затем и всей общины мусульман.
Философия партии в пути достижения своей цели заключается в том, что в любом обществе люди живут за двумя толстыми стенами: стена вероучения и идеологии; и стена законов. Если кто- то намерен изменить это общество изнутри, то он должен сконцентрировать силы воздействия на внешнюю стену (т.е. идеологическая атака). Это должно привести к идеологическому противостоянию, затем к перевороту мысли, а потом и к политическому перевороту. Незыблемое правило партии гласит: «Исправь общество – исправится и личность…»!!
Партия считает, что намеченные ими изменения должны происходить в три этапа:
· Идеологическая борьба культурно- просветительскими методами партии.
· Идеологический переворот, который произойдет в результате использования культурных и политических методов.
· Взятие власти в свои руки, для достижения чего невозможно обойтись без помощи правителя или других влиятельных политиков.
· Вначале партией был установлен срок в 13 лет, по истечению которого она должна была прийти к власти, после чего этот срок продлевался трижды, но до сегодняшнего дня их планам не суждено было сбыться.
· Партия не придает значения духовному формированию личности и делает акцент на удовлетворение материальных потребностей и инстинктов человека.
· Партия запрещает своим членам верить в могильную жизнь (наказание в могиле) и в появление Даджаля (Антихриста). Тех же, кто верит в это, они считают грешниками.
· Идеологи партии считают неприемлемым принцип повеления одобряемого и порицания запретного на данном этапе, более того, они считают применение этого принципа функцией исламского государствапосле его становления.
· Партия обязывает своих членов соблюдать секретность и конспирацию, даже в тех случаях, когда в этом нет никакой логической надобности.
· Партия составила конституцию, специально приготовленную для исламского государства. Она состоит из 187 статей. Не смотря на то, что эта конституция не была применена на практике, она подверглась критике за то, что не отвечает представлениям и потребностям современного исламского государства.
Принципы партии, подвергнутые критике со стороны мусульманских ученых
а. В области призыва к исламу:
· Акцентирования внимания на идеологические и политические стороны и пренебрежение воспитательной и духовной сторонами.
· Чрезмерное увлечение членов партии спорами с представителями всех существующих исламских течений.
· Преувеличение роли разума в формировании личности и в вопросах вероучения.
· Неприятие принципа повеления одобряемого и порицания запретного на данном этапе призыва до становления исламского государства, которое осуществит его силой власти.
· У каждого, кто знакомится с доктриной партии, складывается впечатление, что главной заботой ее членов является приход к власти.
· Узкое понимание целей ислама и стремление реализовать лишь некоторые из них, при этом пренебрегая другими.
· Планы партии являются утопией, поскольку они противоречат не только законам Аллаха во вселенной (испытания, с которыми неизбежно сталкиваются все призывающие к истине), но и действительности в которой, как известно, множество преград
б. В области правовых вопросов:
· Партия считает допустимым членство не мусульманина или женщины в органах правления мусульман.
· Считает, что дозволенно смотреть на изображения обнаженных людей.
· Считает дозволенным поцелуй чужой женщины.
· Считает дозволенным для женщины ношение брюк и парика, а также ослушание мужа в этих вопросах.
· Считает дозволенным правление неверного в исламском государстве.
· Считает дозволенным выплату джизьи (дань) от исламского государства государству неверия.
· Считает дозволенным участие в битве под флагом агента неверных, осуществляя их планы в борьбе против других неверных
· Считает необязательным совершение молитвы для космонавта мусульманина.
· Считает необязательным совершение молитвы и поста для жителей двух полюсов (северного и южного).
· Считают 10 лет тюрьмы наказанием для того, кто женился на близкой запретной родственнице, что не соответствует существующей в шариате форме наказания.
· Объясняют частное владение землёй как обязательное её сельскохозяйственное использование, а тот, кто не сеет и не использует её а течение трёх лет у него её забирают и отдают другому. А также запрещено арендовать землю для посева вообще.
· Считают клад харамом даже после выплаты заката.