Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Существует множество хадисов об Аль-Махди, среди которых есть вымышленные [недостоверные], слабые, надежные и достоверные. Однако достоверных хадисов на этот счет очень мало. Размышляя над такими [достоверными] хадисами, мусульманские юристы пришли к выводу, что верить здесь нужно в следующее: пришествие Аль-Махди – это неопровержимый факт; он родится и вырастет перед пришествием конца света для того, чтобы наполнить этот мир справедливостью так, как он был наполнен гнетом. Но это не значит, что мусульмане должны с нетерпением ждать появления Аль-Махди, поскольку оно не отменит ни одно из правил исламского Шариата.
Соответственно, тот, кто пренебрегает своими обязанностями из-за ожидания прихода Аль-Махди, чтобы последовать за ним, отклонился от прямого пути, которому должны следовать мусульмане.
Вот как отвечает на этот вопрос известный саудовский ученый, шейх Салман Ибн Фахд Аль-Уда:
Об Аль-Махди было рассказано более сотни хадисов. Вот несколько из них:
1. Али Ибн Аби Талиб передал такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Аль-Махди – один из нас, из клана Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах исправит его в одну ночь» (Ахмад и Аль-Маках).
2. Ат-Тирмизи передал такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Аль-Махди из моей уммы, он родится и будет жить, чтобы править пять, семь, или девять лет. (Коль) кто к нему подойдет и скажет: «Подай мне», он наполнит его одеяние тем, в чем тот нуждается».
3. Абу Дауд также передал хадис со словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об Аль-Махди: «Аль-Махди - из моей семьи, у него будет широкий лоб и выдающийся нос. Он наполнит мир равенством и справедливостью так, как он был наполнен гнетом и деспотией, и он будет править семь лет».
4. Существует и хадис, переданный Савбаном (да будет доволен им Аллах), в котором он приводит такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Коль увидите черные знамена, которые появятся из Хорасана, устремитесь под них, даже ползком, ибо среди тех, кто под ними, будет халиф Аль-Махди» (Аль-Хаким и Ахмад).
Хотя цель передатчиков этого хадиса была ненадежной, некоторые хадисоведы сочли его содержание.
Некоторые люди утверждали, что согласно вышеупомянутому хадису Аль-Махди появится в государстве Аббасидов. Поэтому не исключено, что этот хадис либо полностью вымышлен, либо его слова изменены в пользу государства Аббасидов.
Вдобавок к этому скажу, что хадисы об Аль-Махди в целом являются правдивыми, но большинство из них являются слабыми. Достоверным, быть может, является лишь один из них, и лишь несколько считаются надежными.
Одним из многих ученых, занимавшихся вопросом об Аль-Махди, был Наим Ибн Хамад. Он написал об Аль-Махди в своей книге «Аль-фитан». И хотя Ан-Наим был суннитским имамом, Аль-Даркатани, Аз-Захаби и Ибн Хиджар упомянули, что он передал некоторые слабые и вымышленные хадисы. Об Аль-Махди также писали Абу Наим Аль-Асфахани и Юсуф Ибн Яхья Ас-Салами, чья книга называется «Укад ад-дурар». А Ибн Халдун написал о нем в своей известной книге «Аль-мукаддима». Вот его слова: «Большинству мусульман хорошо известно, что Махди – это истина». Далее он написал, что большинство ученых и имамов приводили хадисы с общими сведениями об Аль-Махди, хотя многие из этих хадисов противоречивы.
Многие современные ученые верят в инстинность общего смысла хадисов об Аль-Махди.
Однако некоторые ученые отвергли все хадисы об этом. Одним из них был Муджахид, который считал, что Аль-Махди – это Иисус, сын Марии. О том же самом, т.е. что Аль-Махди является Иисусом, сыном Марии, слабый хадис также передали Аль-Маках и Аль-Хаким.
Среди современных ученых, которые верят в общий смысл хадисов о Аль-Махди, – шейх Мухаммад Рашид Рида, шейх Абдуллах бин Зайд Аль-Махмуд, Мухаммад Мухи Ад-Дин Абдуль-Хамид и другие.
Мусульмане ахлю сунна верят, что человек из семьи Пророка родится до наступления конца света и будет вести обычную человеческую жизнь. Он, как и любой человек, может совершать ошибки и нуждаться в исправлении. Потом Аллах изберет его для того, чтобы он объединил мусульман и наставил их на путь истины.
Это все, во что нужно верить об Аль-Махди. А религиозных текстов о том, что мы должны с нетерпением ожидать его прихода, вообще не существует. Более того, мусульмане не должны верить на слово никому, кто называет себя Аль-Махди, ибо слишком многие уже претендовали на это имя.
В исламском Шариате нет норм, связанных с появлением Аль-Махди. То есть мусульмане не должны откладывать такие свои религиозные обязанности, как коллективная молитва, джихад, шариатское судопроизводство и т.д. до того, как придет Аль-Махди и наставит их на это. Мусульмане должны вести обычную жизнь – поклоняться Аллаху, работать, реформировать свое общество, обучаться и учить других и т.д. А если Аль-Махди появится и они удостоверятся в его правдивости, они должны последовать за ним. Такова позиция сподвижников и их преданных последователей.
Всевышний Аллах знает лучше.
По материалам исламских СМИ
ДШ