Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ислам пришел чуждым, и он возвратится чуждым, так же, как и появился. Туба (дерево в Раю) – чужакам». Его спросили: «Кто эти чужаки (гураба)?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей Сунны» (передал ат-Табарани). Этот интереснейший хадис на протяжении многих веков привлекал к себе огромное внимание. Сегодня мусульмане также нуждаются в некотором разъяснении его смысла в контексте современной ситуации. Кто они, гураба - чужаки этого мира?
Как правильно понимать?
В основной своей массе мусульмане не знают, как правильно понимать смысл этого хадиса. Многих смущает слово «чуждый» и «чужаки» применительно к Исламу и его приверженцам. Почему к нашей религии и к верующим братьям Посланник Аллаха (мир ему и благословение) применил такой термин?
Получается, что враги Ислама правы в том, что эта религия чужда всему остальному человечеству? Если так, то насколько данный хадис достоверен?
Знакомые с арабским языком интересуются правильным переводом «чужой» («гариб») и «чужаки» («гураба»). Происходят ли они от слова «гурба» («чуждость», «отчуждение») или от слова «гараба» («необычный», «странный»)? Многие хотели бы думать, что эти ключевые слова хадиса происходят от слов «необычный», «странный». Это несколько смягчает в их понимании степень чуждости Ислама и мусульман этому миру, отраженному в хадисе.
Мусульмане боятся принять смысл данного хадиса, как утверждающего отчуждение Ислама от окружающего мира. Ибо в этом случае они впадают в отчаяние, у них опускаются руки от понимания того, что данное отчуждение и чуждость непреодолимы, раз о них сказал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Так ли это на самом деле? Неужели чуждость Ислама этому миру вечна и непреодолима?
Степень достоверности и чуждости
Комментарий шейха Юсуфа аль-Карадави на этот хадис позволяет нам прояснить его смысл, особенно в контексте современного положения Ислама и современной ситуации в мире. Аль-Карадави сначала устраняет всякие сомнения относительно этого хадиса и подтверждает, что он достоверен.
«Хадис – достоверный с сильной цепочкой передатчиков, - утверждает аль-Карадави. - Он исходит от большого количества сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Его передали Муслим, ибн Маджа от Абу Хурайры, ат-Тирмизи, ибн Маджа от ибн Масуда, ибн Маджа от Анаса, ат-Табарани от Сальмана, Сахля ибн Саада и ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими всеми)».
Кроме того, по утверждению аль-Карадави, слова «гариб» («чуждый») и «гураба» («чужаки») происходят именно от слова «гурба» («чуждость», «отчуждение»), а не от слова «гараба» («необычный», «странный»), как хотелось бы некоторым. Одним из доказательств именно подобного происхождения является словосочетание «Туба чужакам», где слово «чужаки» звучит в арабской версии, как «гураба».
Слово «гураба» является множественным числом от слова «гариб» именно в значении «чужак», а никак не в значении «странный», «удивительный». Таким образом, по аль-Карадави, цель хадиса заключается в том, чтобы подчеркнуть именно чуждость Ислама этому миру, а не его странность для него.
Данный смысл «чуждости» Ислама и мусульман подтверждается также целым рядом другим хадисов. Одним из самых известных в этом плане является хадис в передаче аль-Бухари «Будь в этом мире, как чужак».
Природа чуждости
В хадисе, по мнению аль-Карадави, говорится не о чуждости вечной и непреодолимой. На его взгляд, в хадисе речь идет о качестве временном, периодически возникающем вновь. И эта чуждость Ислама дольному миру совпадает с периодами гонений неверующих на Ислам, его пророков, посланников (мир им), праведников и призывающих к нему.
Человеческому обществу свойственно постоянно впадать в заблуждение и сбиваться с истинного пути. Это происходит по причине врожденной склонности человеческого сердца к забывчивости. Не зря арабское слово «инсан» (человек) происходит от слова «нисьян» (забывчивость). А обязанностью мусульманских пророков, посланников (мир им всем) и проповедников является наставление этих забывчивых людей и возвращение их на истинный путь, на путь пророческой Сунны.
Отсюда выходит, что время от времени в той или иной стране люди по причине склонности к забывчивости уклоняются от истинного пути. При этом, впав в заблуждение, они пребывают в твердой убежденности в своей правоте и в том, что их образ жизни – естественен. В такие периоды, любой призыв оставить свои заблуждения и вернуться на истинный путь, на путь пророческой Сунны, представляются им чем-то чуждым естественному образу жизни.
Таким образом, именно в такие периоды, именно в таких обществах и именно в таких ситуациях Ислам становится чуждым для людей. А призывающие к Истине и Единобожию становятся для подобных народов чужаками, или теми «гураба», о которых идет речь в хадисе. «Поистине их чуждость – от чуждости Ислама, в который они уверовали и к которому они призывают», - утверждает аль-Карадави.
Преодоление чуждости
Именно такой период чуждости и переживает наша религия во многих частях этого мира сегодня. Ислам и праведные его приверженцы являются нежеланными чужаками даже во многих традиционно мусульманских регионах. Те гураба, которые осмеливаются разоблачать ложность и греховность сегодняшних людских заблуждений, подвергаются преследованиям и издевательствам, наказаниям и изгнанию из общества.
Но этот факт нисколько не должен смущать мусульман и ввергать их в отчаяние. Наоборот, сегодняшняя чуждость Ислама и его последователей даже в традиционно мусульманских регионах является исполнением пророчества Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, что наша религия вернется чуждой, как и появилась.
Действительно, на момент своего пришествия Ислам был чужд мекканскому языческому обществу. И уверовавшие в него гураба прошли через всевозможные испытания и лишения. А раз сегодня Ислам вновь оказался чужд окружающему обществу, значит пришло время его возвращения. Значит, пришло время его победы.
Данный факт должен вдохновлять мусульман и укреплять их силы в провозглашении и отстаивании истинного пути. По словам аль-Карадави, Ислам приходит и возвращается чуждым, но от стараний мусульман по его распространению он перестает быть таковым и большинство окружающих принимает его.
Ислам приходит и возвращается слабым, но по причине усердия мусульман он крепнет. Ислам приходит и возвращается тайным и гонимым, но в результате активности верующих он становится близким и желанным многим людям. Именно в этом усердии и постоянном, самоотверженном старании мусульман на пути Ислама и заключается основной метод преодоления его чуждости для окружающего мира.
Таким образом, временная чуждость Ислама и мусульман этому миру не вечна и не постоянна. Она преодолима и устраняема. Но для этого мусульманам нужно набраться терпения, очистить свои намерения, мобилизовать свои силы и подготовиться к тяжелой и упорной борьбе за утверждение Истины, за возвращение в этот мир Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Только так, через усилия, усердие, испытания, лишения, тяготы и последующую победу Ислам преодолевает свою чуждость, становится желанным для всего мира, а мусульмане из чужаков превращаются в победоносную общину.
Салих Ибрахим