МУХАММАД АН-НАДЖДИ
ПЕРЕВОД КУЛИЕВА ЭЛЬМИРА
Бисмиллях-и-рахмани-р-рахим
Во имя Аллаха милостивого, милосердного
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении, у которого мы ищем защиты от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллах наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не поведет прямым путем. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и Посланник.
В достоверном хадисе сообщается, что избранник Господа миров, Пророк Мухаммад, сказал: «Кому Аллах желает добра, того Он делает сведущим в религии».
Это означает, что если всевышний Аллах желает кому-либо из своих рабов добра, то Он учит его своей религии и ее законам и помогает ему постичь их и жить согласно им.
Этот хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам, потому что все священные шариатские тексты имеют общий смысл, если только нет доказательства, свидетельствующего о том, что они касаются только какой-то определенной группы людей. Это правило упоминается в трудах многих мусульманских богословов.
Великий ученый, имам Абу ‘Умар ибн ‘Абд аль-Барр писал: «Все ученые единодушны в том, что есть такие области знаний, которые обязан знать каждый человек. Но есть области знаний, знать которые не обязательно для всех. В этом случае, если часть мусульман в стране изучила их, то другие освобождаются от этой обязанности. Ученые высказывали разные мнения по поводу того, что именно относится к таким областям знаний.
Что же касается тех вещей, которые обязан знать каждый мусульманин, то это, в первую очередь, свидетельство единобожия и убежденность в том, что Аллах един и у Него нет сотоварища, что нет никого похожего на Него или подобного Ему, что Он не рожден и не рождает и нет никого равного Ему, что Он сотворил все сущее и все сущее возвратится к Нему, что Он дарует жизнь и посылает смерть, а сам никогда не умирает. Каждый обязан верить в то, что прекрасные имена и качества Аллаха всегда были присущи Ему, что Он не имеет ни начала, ни конца и что Он вознесся на свой Трон. Это – убеждения верных приверженцев дороги Пророка.
Кроме того, каждый мусульманин обязан засвидетельствовать, что Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник и последний из Божьих пророков, что воскрешение после смерти и воздаяние за совершенные людьми деяния – это истина, что покорные Аллаху верующие будут вечно счастливы в раю, а упорствующие неверные будут вечно страдать в аду, что Коран – это речь Аллаха, а все его аяты – ниспосланная Аллахом истина, и что человек должен уверовать в это писание целиком и выполнять его предписания.
Каждый мусульманин обязан совершать пять ежедневных намазов и знать все необходимое для этого, например, правила совершения омовения и самой молитвы. Также обязателен пост в месяц рамадан, и человеку следует знать, как правильно поститься и что нарушает пост. Если человек богат, то он также обязан знать, с чего, когда и кому он должен выплачивать закят, а если он еще и в состоянии совершить хадж, то должен знать, что он должен совершить паломничество хотя бы один раз в жизни.
Есть еще много других положений, которые обязан знать мусульманин, и незнание которых нельзя оправдать своим невежеством. Это – запрет на совершение прелюбодеяния и употребления в пищу спиртных напитков, свинины, мертвячины и прочей скверны, запрет на незаконное присвоение чужого и взяточничество».
Эта книга является кратким трудом о законоположениях и условиях траура, о которых также должны знать все мусульмане и мусульманки. На эту тему задают очень много вопросов, потому что она остается неясной для большинства мусульман и мусульманок, особенно, в наше время.
Смерть – это божественное предустановление, которое непременно постигнет всех рабов Аллаха. Всевышний сказал: «Благословен Тот, в чьих руках власть, кто властен над всем сущим, кто сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он — великий, прощающий». (Сура «Власть», аяты 1-2.)
При составлении этой книги я старался по мере своих возможностей вкратце ознакомить читателей с этой темой и изложить ее простым языком, дабы каждый мог понять ее. В вопросах мусульманского права я опирался на самые близкие к истине мнения ученых, подкрепленные аятами Корана и достоверными хадисами и совпадающие с фетвами великих мусульманских имамов, сподвижников Пророка и их последователей.
О Аллах! Даруй нам полезное знание и вдохнови нас на благие начинания, прими наши деяния и сделай нас одними из праведников. Аминь!
И да благословит Аллах Пророка Мухаммада, его род и верных сподвижников и ниспошлет им всем мир!
Мухаммад ибн Хамд аль-Хамуд ан-Наджди
Траур
Арабское слово «хидад» (траур) означает «запрещение, отказ», что указывает на то, что женщина, находящаяся в трауре, должна отказаться от многого, что ей было дозволено прежде.
В шариате под трауром подразумевается период, в течение которого женщина, у которой умер муж, избегает всего, что способствует ее новому замужеству и привлекает к ней внимание чужих мужчин, а именно – не использует благовоний и сурьмы, не надевает нарядной одежды, не выходит из дома без необходимости.
Все заслуживающие доверия мусульманские ученые единодушны в том, что траур обязателен для всех женщин, у которых умерли мужья, независимо от того, имел муж с женой интимную близость или нет.
Всевышний Аллах сказал: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения этого срока, то вы (т.е. опекуны овдовевших женщин) не будете в ответе за то, как они распорядятся собой в соответствии с шариатом. Аллаху ведомо о том, что вы делаете». (Сура «Корова», аят 234.)
Таким образом, жены, у которых умерли мужья, должны находиться в трауре четыре лунных месяца и десять дней.
Вышеупомянутый аят аннулировал следующее высказывание Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то следует завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не изгоняли из [вашего] дома». (Сура «Корова», аят 240.) Ранее срок, который женщина должна была выжидать после смерти мужа, составлял ровно один год, а затем Аллах сократил его до четырех месяцев и десяти дней, и в этом сходятся во мнениях все мусульманские богословы.
Зейнаб, дочь Абу Саламы, рассказывала, что, когда умер Абу Суфйан ибн Харб, его дочь и жена Пророка Умм Хабиба пришла к ней. Она попросила принести ей духи, а затем надушила девушку-рабыню и помазала ими свои щеки. После этого Умм Хабиба сказала: «Клянусь Аллахом, мне нет дела до благовоний, но я слышала, как Посланник Аллаха сказал: «Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день, не должна находиться в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четырех месяцев и десяти дней»».
Зейнаб сказала: «Я слышала, как Умм Салама рассказывала, что к Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, у моей дочери скончался муж, а у нее больные глаза. Может ли она помазать их сурьмой?» Пророк ответил: «Нет». Она повторила свой вопрос два или три раза, но он всякий раз говорил: «Нет». Затем он сказал: «Она должна выждать четыре месяца и десять дней. Во времена невежества каждая из вас выжидала год, а затем бросала навоз».
Из этого хадиса можно сделать следующие выводы:
• Женщине не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трех дней.
• Траур по мужу следует держать в течение четырех месяцев и десяти дней.
• При трауре не разрешается использовать сурьму, и об этом пойдет речь далее.
• Во времена невежества женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногтей, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям. А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.
Говорят также, что этот поступок означал то, что долгое выжидание и проявленное терпение было для вдовы столь же ничтожным, что и навоз, по сравнению с потерей мужа.
Ученые сподвижники Пророка, такие как ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Аиша, Умм Салама и другие, были единодушны в том, что траур обязателен для женщины, у которой скончался муж. Нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из сподвижников не разделял этого мнения, и поэтому оно является единым для всей мусульманской общины.
Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура раньше времени по причине того, что не знала о повелении Аллаха, то это прощается ей; если же она пошла на это сознательно, то тем самым совершила грех. Она не может восполнить упущенные дни траура по истечении срока, потому что предписанное Аллахом можно совершать только в отведенное для этого время.
Мудрость законоположения о трауре
1. Держа траур, женщина оказывает почтение своему покойному мужу и скорбит от того, что лишилась любимого и близкого человека.
2. Нет сомнения в том, что брак – это милость Господа, которая касается как духовной, так и мирской жизни человека, а потеря супруга – это великое несчастье, которое заставляет опечалиться каждого человека и каждую женщину. Ведь семейная жизнь дает ей возможность удовлетворять многие свои желания дозволенным путем, хранить целомудрие и избегать грехов, дарит ей ласку милого друга, избавляет ее от необходимости самой искать пропитание. Но со смертью мужа все это прекращается, и поэтому вдова должна держать траур, дабы подчеркнуть тяжесть своей утраты и свою грусть.
3. Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова отдает дань уважения к чувствам родителей и родственников своего мужа.
4. По истечении срока траура становится ясно, беременна ли женщина от своего покойного мужа. После четырех месяцев развития, когда ангел уже вдохнул душу в плод, он начинает шевелиться в животе матери. Иногда плод бывает слабым, и поэтому Всевышний прибавил к четырем месяцам еще десять дней.
5. Даже если нам неизвестна вся мудрость законоположения о трауре, каждый, кто верит в Аллаха и в Судный день, обязан придерживаться его, повинуясь всевышнему Аллаху и Его Посланнику. Всевышний сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. Может быть, вы будете помилованы». (Сура «Семейство ‘Имрана», аят 132.)
«Ислам – это покорность всевышнему Аллаху, выраженная в поклонении Ему одному, и повиновение Его Посланнику, проявленное в выполнении его повелений. Если мусульманин исполняет все, что ему велено, и избегает грехов, то он заслуживает того, чтобы его называли мусульманином и верующим. Если же он не делает этого, то не существует разницы между ним и прочими людьми, которые не веруют в религию всевышнего Аллаха».
Условия траура
Все мусульманские богословы отмечали, что траур обязателен для овдовевших совершеннолетних мусульманок, обладающих здравым рассудком, которые были замужем согласно законному шариатскому браку, даже если покойный муж еще не имел с ней интимной близости. Кроме того, женщина, которой муж дал неокончательный развод (т.е. первый или второй развод, после которых возможно возобновление брака), также обязана в течение срока ‘идда придерживаться правил, относящихся к трауру, поскольку она все еще остается женой своего мужа. Но это правило не относится к женам, которым мужья дали третий окончательный развод.
Ученые разошлись во мнениях по поводу обязательности траура для безумных и несовершеннолетних женщин. Большинство богословов считали, что он обязателен и для них, потому что в аяте Корана и хадисах о трауре речь идет о женах вообще и в них не делается исключений для безумных и несовершеннолетних.
Что касается мнения о том, что траур для них необязателен, то оно должно подкрепляться конкретным доказательством, которого в этом случае не существует. Поэтому траур обязателен и для них, а ответственность за то, чтобы они не преступали закон Аллаха, лежит на их опекунах.
Если покойный мусульманин был женат на иудейке или христианке, то, по мнению имамов Малика, аш-Шафи‘и и Ахмада, их жены также обязаны держать траур. Эти ученые опирались на то, что священные тексты носят общий характер, а для того, чтобы вынести иное решение в отношении иудеек и христианок, необходимо доказательство, которого в этом случае также не существует.
Ученые ханифитского толка и некоторые маликиты говорили о том, что траур необязателен для женщин из числа людей писания, потому что они не подчиняются законам шариата, а законоположение о трауре является частью шариата. Они также обращали внимание на то, что Пророк сказал: «Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день…» Тем самым они подчеркивали, что вера в единого Аллаха является необходимым условием для тех, кто держит траур. Об этом писал имам ан-Насаи.
Опровергая эту точку зрения, приверженцы первого мнения говорили, что Посланник Аллаха сделал ударение на тех, кто уверовал в Аллаха и в Судный день для того, чтобы предостеречь мусульманок от нарушения этого повеления Аллаха, а не для того, чтобы разрешить нарушать его всем остальным. На это ссылался имам Ибн Хаджар.
Он также сказал, что жена держит траур, выполняя тем самым свой долг перед покойным мужем. Траур совпадает по времени со сроком ‘идда, чтобы стало ясно, беременна жена или нет, и чтобы были сохранены родственные связи. Это в полной мере относится к неверующим женщинам (т.е. к людям писания), так же как запрет посягать на чужое имущество относится и к неверующим мужчинам.
Кроме того, держать траур по мужу – это обязанность любой жены, так же как и обеспечение жильем и всем необходимым – это обязанность мужа перед любой женой.
Несмотря на то, что траур предписан и христианкам и иудейкам, нельзя говорить, что Посланник Аллаха в вышеупомянутом хадисе назвал их женщинами, уверовавшими в Аллаха. Шейх ас-Сабки в своих фетвах опроверг такие утверждения. Он раскрыл порочность этих сомнительных взглядов и самым прекрасным образом доказал их несостоятельность.
Имам ан-Навави сказал: «Пророк обратил свои слова к верующим женщинам, потому что именно они подчиняются велениям шариата».
Как мы уже отметили, последним условием траура является законность брака в соответствии с положениями мусульманского шариата. А это значит, женщина должна держать траур по мужу только в том случае, если при заключении брака опекун невесты в присутствии двух свидетелей согласился выдать свою подопечную замуж за жениха, а тот заявил, что берет ее в жены, когда невеста получила от жениха калым и когда ничто не препятствовало их бракосочетанию. В противном случае шариат считает брак незаконным.